Главная Полчища Белой Длани Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 30.04.2024, 04:00
Меню сайта

Мини-чат

Фэнтези-расы

Разумные фэнтези-расы

Об эльфах

Первая жизнь эльфа

Первые эльфы возникли в кельтской мифологии. Это были
волшебные существа, которые населяли природу, являясь также её
символами. История возникновения эльфов такова:
Первоначально
кельтскую мифологию, как и многие другие, населяли в основном боги. Это
был могучий и процветающий народ, родственный по описанию эльфам у
Толкина. С эльфами, конечно, они ничего общего не имели. Эльфы
считались низшими духами, населявшими природу и дома людей наравне с
нимфами и духами умерших предков.
Но кельтская мифология пришла в упадок с принятием христианства. (И правильно - помним об эльфах, но не забываем про религию. Эльф - это скорее состояние души, а не тела)
Христианская церковь лояльно относилась к кельтским персонажам и
канонизировала особо почитаемых богов. Но были и такие боги, которых
христиане отказались канонизирoвать. Именно эти боги позже превратились
в эльфов, которые уже не обладали той магической силой, которой
обладали боги, но только им удалось избежать превращения в христианских
святых. Только самые непримиримые боги остались нетронутыми.
Также эльфы являются родней феям (с которыми их часто путают), но эльфы
считаются существами более низкого порядка, чем феи. К тому же, феи
жили в особых местах, где редко бывали люди, а эльфы населяли все
деревья, реки, воздух и землю. От эльфов люди ждали как добра и помощи,
так и проказ, ведь главной чертой эльфов считалась непредсказуемость,
ну а феи редко вмешивались в людские дела. Также встречается и вариант
"водяного эльфа" - sprite (вариант английского spirit - дух). Эти
существа живут вблизи водоемов, любят играть с нимфами и мучить
бабочек. Впрочем, у них есть и почетная обязанность - осенью они
раскрашивают листья в желтый и красный цвета. Водяные эльфы считаются
самыми "творческими" из всех эльфов, они любят музыку и стихи, да и
сами являются в некотором смысле "художниками".
Эльфы фигурировали не только в кельтской, но и в скандинавской
мифологии. В Младшей Эдде упомянаются эльфы двух типов: светлые
(красивые и добрые) и темные. Стоит отметить, что хотя кельты верили,
что эльфы могут быть как добрыми и дружелюбными, так и вредными и
злыми, они не разделяли эльфов на светлых и темных. Светлые эльфы
населяли Альфхейм, а темные - Сварталфхейм, хотя ни те, ни другие (как
и в кельтской мифологии) не участвовали в каких-дибо важных событиях.

Вторая жизнь эльфа
Весь мир вновь услышал об эльфах благодаря Дж. Р. Р. Толкину и его книгам. Он создал целый мир, завораживающий любого, кто заглядывал в него, заставляющий поверить в его реальность. Конечно, мир Толкина населяют не только эльфы, но они являются самым чудесным, загадочным и притягательным народом из всех созданных Профессором (прозвище Дж. Р. Р. Толкина). Подробно их историю можно узнать из книги "Сильмариллион", и некоторых других, здесь же мы расскажем лишь крохотную часть из того, что известно об эльфах. Итак…….
Эльфы были первыми существами, пробудившимися в Арде. Первым, что они увидели, было огромное, бездонное звездное небо - подарок Варды, который впоследствии стал им милее всего. Потому эльфов и называют звездным народом, эльдарами. Впоследствии эльдарами стали называть лишь эльфов трех племен (нолдоры, ваниары, тэлери), вышедших в поход от озера Куйвиэнэн, Вод Пробуждения, независимо от того, дошли ли они до Амана. Тех же, кто не решился отправится в Аман и не видел Света, что был до солнца и луны, называют мориквенди – Эльфами Сумерек. Сами же эльфы нарекли себя квенди - «те, кто говорят», поскольку долго не встречали других существ, обладающих даром речи или пения.
Эльфы были подобны Валарам и почти не уступали им в своих умениях, и искусстве, и собой они были прекрасны. Конечно, с течением времени эльфы изменялись - и на них время оставляло свой след – в глазах их появлялась мудрость прожитых веков. Они не стареют и могут умереть лишь от тяжких ран или душевной тоски, но и тогда для них не все кончено – даже из чертогов Мандоса есть дорога назад; разлученные же при жизни встречаются там. Судьбы всех квенди неразрывны с судьбой Арды и считается, что с ее концом исчезнут и эльфы. Но некоторые считают, что поскольку души (феар) эльфов рождаются за пределами Арды, то и судьбы их не ограничены ее судьбой.

Третья жизнь эльфа
Жизнь, кипящая на
страницах книг Дж. Р. Р. Толкина, была слишком заманчива, чтобы
оставаться лишь в них. Вот и решили люди перенести хотя бы часть
волшебства этих книг в наш мир. Выбрали они себе имена, расы, сделали
прикид и пошли в лес. Были среди них и эльфы.
Дать однозначный ответ на вопрос, кто
же такие эльфы (они же квенди) современности, практически невозможно.
Дело в том, что мнений на этот счет существует бесчисленное множество,
как и полагается. Поэтому мы решили задать этот
вопрос всем, кто соблаговолит откликнуться. Вам сюда.
А остальные могут пока почитать мнение уже высказанное. Большое за него спасибо Рамилу Ромендорскому.
" Квенди современности, кто они и откуда взялись? Очень интересный
вопрос. Что ж, попробуем в нем разобраться. Но сначала сделаем сноску -
то, что мы собой представляем, определяет наш дух, а не тело. Поэтому
давайте терпимо относиться к тем, кто не вышел фигурой - долой
дискриминацию по физическим признакам! Я видел разных квенди: и
толстых, и маленьких, и откровенно глупых, ну это так, к слову
(надеюсь, никто не примерил к себе эти этикетки, а если они подошли, то
плюньте на все - вы те, кто вы есть духом, не меньше).
Так, ладно, вернемся к главному вопросу темы. Всех квенди, по моему мнению, можно разделить на две группы с непрочной гранью.
Первая группа - квенди "по духу", те, кто чувствовал родство с этим
древним народом, почти полностью изчезнувшим из современного
Средиземья. Назовем эти ощущения "воспоминаниями духа" или "зовом крови
предков" (кровожадно получилось, лично мне первое понятие больше
нравится). Не будем вдаваться в подробности - это уже зависит от
серьезности отношения к данной проблеме и степени сдвинутости по фазе.
Квенди этой группы стремятся к чему-то, к сходству с чем-то. И вот: они
читают книгу или видят что-то по ящику и видят - вот ОНО! Они редко
меняют свою рассовую принадлежность на играх (если есть возможность),
стараются узнать побольше о истории своего народа и т.д. Они очень
щепетильно относятся к вопросам, касающимся эльфов.
Вторая группа - "квенди по случаю", т.е. те, кто, например, попав на
первую игру,получают эту роль по распределению. За их поведение
действительно нельзя ручаться, они знают только общеизвестные факты
(уши острые); им не интересен свой персонаж, он привлекает их лишь
внешним блеском. Иногда они принимают эту роль как постоянную основу
своего типажа - в дальнейшем может получиться совсем не плохо, все
зависит от таланта. Некоторые из них из-за возникшего интереса или по
другим, одним им ведомым причинам, начинают посвящать себя изучению
своей роли, и в конце концов грань между первой и второй группами
стирается. Знаете, тут нет ничего плохого - игра должна быть хорошей, а
кто как ведет себя вне игры уже дело десятое и, опять повторюсь,
зависит от степени увлеченности и веры в свои действия.
А в остальном мы, квенди современности, мало чем отличаемся от людей,
по крайней мере физически; феа наши сжигают уже эти смертные слабые
тела. Но выбирать нам не из чего, не будем пенять на судьбу и на волю
Эру - ведь всё, что делается, в его воле, хотя мы сами хозяева своей
судьбы и жизни."

Мир эльфов

Мир, появившийся в древости и сохранившийся до наших дней.
Легенды об эльфах возникли в германских и кельтских поверьях. На протяжении многих веков эльфы не привлекали к себе особого внимания, являясь лишь духами, населявшими реки, горы, воздух и жилища людей. Но прошло время, и старая религия умерла. В этот момент эльфы остались лишь как напоминание о язычестве в пыльных томах книг по истории.
Свою вторую жизнь эльфы обрели на страницах книг фентези. Пожалуй, наиболее известным в этой области является Дж. Р. Р. Толкеин. Именно он раскрыл всю сущность эльфа современному читателю. После него даже появился новый термин "толкиенист". И правда, тот, кто хоть раз окунулся в этот мир, вряд ли забудет его.
Сейчас в лесах и не только можно встретить странных людей с мечами и в странных одеждах, называющих себя эльфами. Конечно, облик эльфа сильно изменился со временем, но все же эти существа привлекают к себе достаточно внимания. Ведь нет существ более таинственных и загадочных.

Эльфийская культура:

Эльфийская одежда

Мелиан Уэтфилд (София Павлова)

ЭЛЬФИЙСКИЙ КОСТЮМ
Призрачные, неуловимые, чарующе-красивые - всеми
этими эпитетами во все века люди наделяли эльфов. "Звездным народом"
называли их, и эльфам всегда было присуще врожденное чувство
прекрасного. Что в немалой степени выражалось и в их манере одеваться.
Сразу хочу оговориться, что в этой статье будет
рассмотрена одежда как толкиеновских эльдар (представим себе, что это
было на заре времен), так и одежда эльфов в кельтской культуре,
оставившей свой след в мифах и сагах.
Забегая вперед, замечу, что культура эльфийского
костюма, по всей видимости, куда более неизменна, нежели человеческая,
и тенденции ее на протяжении веков менялись крайне незначительно: если
в людской моде общее направление менялось чуть ли не каждое
десятилетие, то эльфийская мода имела устойчивые тенденции, менявшиеся
с течением веков крайне мало. Итак!
Что всегда характеризовало эльфийский костюм?
Исследователь эльфийской культуры Уолтер Эванс-Венц пишет, что со слов
видевших их "одеты эльфы были так же как и люди, только очень уж
чудно". Итак, необычность, отличность от людского костюма состояла
прежде всего в призрачности и эфемерности самих тканей, которые
стороннему наблюдателю казались то сияющим белым облаком (вспомним
толкиеновскую Галадриэль и ее белое одеяние), то перламутровыми
переливами ( Рианнон из легенды о Пауэле, принце Дайфеда).
Шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году, в
своем трактате "Тайный союз эльфов, фавнов и фей" отмечал, что "женщины
эльфо-народа шьют, ткут и вышивают необычайно изящно, и есть ли продукт
( их действий) результат работы с земными материалами, или же это
неосязаемое сплетение радуг, и просто фантастическая имитация обычных
плодов долгих стараний смертных вышивальщиц - для понимания того
недостаточно всех наших способов и чувств." Как тут не вспомнить
эльфийскую вышивальщицу Фириэль и ее фантастические гобелены из
"Сильмариллиона" Толкиена! Опять же интересен тот факт, что эльфы, по
всей видимости, пользовались прозрачными тканями. Вспомним описание
Глорфиндейла: "За спиной всадника развевался плащ, капюшон был откинут.
Фродо показалось, что всадника окружает ореол света, пробивающегося
сквозь одеяния, словно оно было полупрозрачным" ("ВК", С-П, 1999,
с.301). Точно так же описана и ведунья Фейдельм из Сид Круахан:
"Девушка ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с
семью золотыми полосками на концах. В зеленых разводах был плащ на ее
плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все
одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь…"
("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 127). Такие их описания могут
говорить либо о том факте, что эльфы в определенные моменты жизни
излучали яркий свет ("Свет Амана видел Элу Тингол в лице Мелиан"), либо
о тонкости и прозрачности самих тканей. Отсюда можно сделать вывод, что
эльфам в незапамятные времена уже были известны секреты очень тонкого
ткачества. Скажем, вполне допустимы легкие, призрачные ткани, такие,
как шифон, газ или сетки из блестящих нитей.
Перейдем к толкиновским эльдар. Вообще, надо
сказать, что Профессор весьма неохотно дает описания эльфийских
костюмов. В лучшем случае можно узнать, в какие цвета был одет тот или
иной его персонаж: так, вала Йаванна появлялась в зеленом платье, а
одежды валы Эсте были серы, повелитель ветров Манве Сулимо появлялся в
голубых одеждах и с сапфировым скипетром, а одежды его супруги Варды
Тинтале сияли звездным светом; дочь Финголфина Аредэль Ар-Фейниэль
звалась Белой Девой нолдор, и одевалась всегда в белое с серебром, а
небезызвестный род Феанора предпочитал красное с черным… При этом
весьма сложно найти описание фасонов одежд, и потому мы можем
отталкиваться лишь от собственных предположений, продиктованных нам
элементарной логикой либо силой воображения. Так, одежды Валар как
Стихий представляются свободными и ниспадающими до земли, тогда как
эльдар скорее предпочли бы облегающие одежды, подчеркивающие их
совершенное сложение.
И все же и у Толкиена встречаются некоторые
описания, придерживаясь которых, можно "вычислить" облик его героев. К
примеру, на праздник сбора плодов Йаванны, в честь которого Манве
устраивал великий пир, Феанор, будучи в то время изгнанником, "не надел
праздничных одеяний - ни вышивок, ни серебра, ни злата, ни драгоценных
каменьев не было на нем".
( "Сильмариллион", М, 1992, с.68) И Сильмарилли,
которые обычно украшали его чело (по всей видимости, вделанные в обруч)
тоже остались в тот раз в Форменосе… Из этого легко можно сделать
вывод, что праздничные одежды эльдар украшались вышивкой серебряными и
золотыми нитями, а также драгоценными камнями. Или вот описание одежды
красавицы Арвен Ундомиэль, дочери Элронда: "Серебряная сетка,
покрывавшая ее голову, сияла мелкими бриллиантами; мягкое серое платье
не было украшено ничем, кроме пояска из серебряных листьев" ("ВК", С-П,
1999, с.321). Изыскано, не правда ли? И опять же, это говорит, что
эльфийский костюм имел тенденции к украшательству: поясок из серебряных
листьев у Арвен, или пояс Золотинки, надетый к зеленому платью,
"шелестящему, словно ветерок в цветущих речных ивах", "был из золота -
цепочка ирисов с бледно-голубыми глазками незабудок" (что, видимо,
достигалось использованием драгоценных камней или цветной эмали - "ВК",
с.180).
Еще у Профессора можно почерпнуть тот факт, что
эльфы любили украшать себя драгоценными камнями: вспомним тот же
Элессар Арагорна или Феанора и его страсть украшать свое чело
сильмариллями, о чем уже говорилось выше. Также интересен факт, что
Толкиен называет эльфийским камнем берилл, оставленный у дороги
Глорфиндейлом для Арагорна в качестве условного знака. Из ирландских
саг известен и еще один "эльфийский камень"- горный хрусталь. В
сочетании с белой бронзой этот камень открывал дорогу в мир Сидов -
Волшебных холмов… Сделанный подобным образом пояс вместе с мифриловой
кольчугой достается хоббиту Фродо от дядюшки Бильбо Беггинса: он был
"из хрусталя и перламутра".
Эльфы чрезвычайно редко склонялись к головным уборам: судя по описаниям
у Толкиена, это в лучшем случае капюшоны плащей, накинутые на волосы.
Волосы же эльфы предпочитали длинные, и украшали их венцами с
драгоценными камнями или серебряными или золотыми сетками (см. выше). У
Элронда, например, "темные, как сумерки, волосы охватывал серебряный
обруч" ("ВК", с.321).
Чрезвычайно впечатляет также описание лориэнских
плащей, которые Галадриэль дарит гостям на память о Лориэне: "Это были
плащи из легкой, но теплой шелковистой ткани - такую ткут только
Галадримы. Какого она цвета, сказать было трудно. Сначала Фродо
показалось, что серого, с оттенком лесного сумрака; но когда складки
меняли расположение или если менялось освещение вокруг, ткань
превращалась в зеленую, как листья в гуще тенистого леса, или бурую,
как сжатое поле к ночи, или тускло-серебряную, как вода в звездном
свете. У шеи каждый плащ скрепляла застежка в виде зеленого листа с
серебряными прожилками (опять же - эмаль?- авт.).
&nbsp-Это красивая одежда, - заметил старший из
эльфов, - из добротной домотканой материи, - ведь и ткали и шили эти
плащи у нас в Лориэне. Но одежда эта эльфийская, и этого у нее не
отнимешь. Они вобрали в себя всю красоту Лориэна и все оттенки лесных
сумерек, все, что мы любим, ибо в то, что мы создаем, мы всегда
вкладываем память о том, что любим." ("ВК", с.521) То есть - эльдар
любили переливчатые ткани, меняющие цвет: в наше время такими
свойствами обладает, к примеру, тергал.
А теперь перенесемся в Благословенную страну Эйре
(Ирландию), в истории которой тоже огромный след оставили эльфы.
Описания костюмов героев из народа Туата де Даннан пестрят золотыми и
серебряными вышивками, драгоценными камнями и - что особенно
удивительно - в то давнее время им была знакома парча! К примеру, вот
что замечает герой Фер Диад легендарной королеве Медб:

У тебя, Владычица круаханских холмов

Зычен голос и воля крепка!

Так неси же парчу, неси шелка,

Серебро и золото, и жемчуга -

Я все, что сулила, принять готов!

("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 237)
А вот - описание одежды знаменитого героя Кухулина,
прозванного "псом Кулана": "На нем чудесная, дивно сработанная алая
рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота -
с полной силой бьется о пряжку грудь. На нем светлый плащ с накидкой,
изукрашенный сверкающей золотой нитью." Тут же дано и описание его
возничего: "Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на
лице. Голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что
сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо. Золотые бляхи
с обеих сторон в волосах юноши. На плечах его плащ с разрезами, а в
руках жезл из красного золота, которым он правит конями" (сага
"Сватовство к Эмер" - "Похищение быка из Куальнге", с. 32).
Приведу еще несколько описаний одежд из ирландских саг. Итак, сама
Медб: " Женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с
золотистыми прядями волос. На ней был пурпурный плащ, а в нем на груди
золотая заколка. Прямое, остроконечное копье сверкало в ее руке". ( Там
же, с.275)
"Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине,
пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди.
На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра." (с.275)
"Были одеты они (два сына Айлиля и Медб) в два
зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две
рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями
висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных
ликами зверей из белого серебра". (с.277)
"Вдруг увидела она что-то, и был это плывший по
морю серебряный корабль, немалый на вид… Увидела на нем Эри прекрасного
воина. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха золотыми
узорами. Золотая пряжка была на его груди, и от нее исходило сияние
бесценного камня. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с
золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками." ( сага
"Битва при Маг Туиред",. С.353)
Можно сделать общий вывод из всего
вышеприведенного: народ Туата де Даннан, судя по костюмам, не сильно
отличался от толкиновских эльдар: те же золотые вышивки и камни, те же
пряжки на груди и серебряные сетки на волосах!
Если позволите, приведу еще несколько примеров
женского костюма. Тут опять же присутствует эфемерность тканей и
перелив цветов. Характерны для Ирландии также смелые цветовые
сочетания. Так, в саге о Бекуме Белокожей ее героиня Бекума Кнейсгель,
сосланная за измену мужу из Волшебного мира в мир низший - к людям,
надевает свое лучшее зеленое платье, и к нему красный(!) плащ, скрепляя
все это великолепие застежкой-фибулой из белой бронзы. На ноги она же
надевает сандалии из белой бронзы, украшенной горным хрусталем.
Согласно преданиям, именно белая бронза и хрусталь делали представителя
мира Сидов на земле как бы защищенным, и с помощью этой же бронзы можно
было всегда вернуться в Сиды.
А это - женщина из Волшебной страны, которую
встретил у источника король Ирландии Эохайд Фейдлех: "Красный волнистый
плащ с серебряной бахромой был на той женщине, и чудесное платье, а в
плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней,
гладкая и прочная, с узорами красного золота. На груди и плечах с
каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с
диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину и всякий мог видеть
блеск золота на зеленом шелке. Две косы цвета золота лежали на ее
голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах". (сага
"Разрушение дома Да Дерга", из "Преданий и мифов средневековой
Ирландии", М, 1991, с.102).
Очень трудно (и чрезвычайно скудно) обстоит в
легендах дело с фасонами одежды. Единственное, что можно сказать -
зачастую описываются свободные одеяния из легких тканей. Вот, например,
описание прекрасной Сир Айбормейф (Каэр), явившейся Энгусу, сыну Дагды,
верховного короля Туата де Дананн:
"Однажды ночью ему приснился сон, что он слышит
шуршание шелка, чувствует запах цветущей яблони и видит мерцание света
в темноте. Потом появился столб света, превратившийся в женщину. Она
назвала принца по имени и сыграла ему на лютне мелодию…"
Энгусу удалось разыскать возлюбленную, увиденную во
сне, среди холмов Галлион у волшебного озера: "Он заметил среди камыша
молчаливую компанию фей, одетых в белые, как цветы яблони, свободные
одежды, развевающиеся на ветру. Женщины двигались парами, скованные
серебряными цепочками. Только одна из них оставалась в одиночестве, она
была повыше остальных, и на ней была золотая цепочка". ( "Феи и эльфы",
М, 1996, с.27)
А вот - описание эльфийского рыцаря по имени Тэм
Лин, появившейся перед красавицей Жанет: "Это был… высокий и бледный
рыцарь, закутанный в шелковый плащ на молочно-белом коне, чело украшал
золотой обруч". ( там же, с.101)
Примечательно также описание прекрасной эльфийки из
легенды о рыцаре из Кента: "Прекрасная женщина вышла на дорогу, и
встала перед ним. Казалось, что ее окутала заря, ведь ее платье было
цвета лепестков розы, а голову венчал каскад огненных волос…" (Там же,
с.110)
Итак, что можно посоветовать в помощь воссоздающим
неуловимо-прекрасный облик эльфов? В первую очередь - не исходить из
небезызвестного принципа "я его слепила из того, что было", мотивируя
это тем, что "эльфы - все равно сказка", и "никто не знает, как они
выглядели на самом деле". Советую еще раз перечитать все книги об
эльфах, включая как фэнтези, так и саги, мифы и предания, к счастью,
сохранившие для нас описания этого дивного народа.
Гораздо лучше попытаться представить себе те
далекие времена, и, исходя из принципа целесообразности, постараться
вникнуть в процесс создания эльфийского костюма. Например, я
категорически не согласна с теми, кто использует для эльфийского
костюма современные синтетические ткани. Почему? Да потому, что
изготовление таких тканей в современных условиях требует довольно
широкомасштабного производства: особых станков, заводов, чего у эльфов
согласно всяческим легендам не наблюдалось - напротив, все время
подчеркивалось, что они ткали вручную. С другой стороны, я не согласна
и с теми, кто впадает в другую крайность и намеренно ограничивает
реконструкцию эльфийского облика неизменными льном и шерстью: вот, мол,
чисто природные материалы! Если исходить из многочисленных описаний,
эльфам были знакомы и шелковые ткани, и шифон, и даже парча! В такой
магическо-биологической цивилизации, какой ее создавали эльфы
изначально, представить себе шелковичных червей и шелковичные деревья
вполне допустимо. Опять же, имели место и парчовые ткани, и золотые
вышивки (см. выше), так что использование их сегодня в эльфийском
костюме вполне возможно.
Также диковато смотрятся в эльфийском костюме
изделия из пластмассы, как то всевозможные крючки, пуговицы и др. На
мой взгляд, надо отдать предпочтение металлическим их аналогам.

Попробуем обобщить все вышеизложенное.

Мужской костюм: рубаха нижняя - из шелка или из
очень тонкого льна, на ней - верхняя рубаха с разрезами (по сагам -
платье) - может быть как из шерсти (желательно - мягкой типа кашемира),
так и из кожи (эльфы, как гласят предания, охотились), узкие штаны
(сравнительный аналог - шерстяные средневековые шоссы, а не
синтетические лосины с вещевого рынка!) и либо сапоги из мягкой кожи с
острыми носами, либо - средневековые ботинки из мягкой кожи с кожаными
же подошвами (вспомните неслышную поступь эльфов!). Поверх всего - плащ
с капюшоном (может быть как пришитый к плащу, так и надеваемый отдельно
- типа "худ".
Костюм дополнялся массой аксессуаров: кожаный
ремень (все равно, гладкий или плетеный из ремешков), на нем - сумочка,
украшенная всяческими орнаментами (могут быть как кельтские, так и
растительные орнаменты). Возможно использование фляги, прикрепленной к
ремню: у Глорфиндейла, к примеру, была кожаная фляга, украшенная
серебром. Не стоит также забывать о вышивках и аппликациях (последние
лучше делать вручную!).
Женский костюм: рубаха из шелковой либо льняной
ткани (может быть из полупрозрачного шифона), на ней - верхнее платье
либо из более плотного шелка, либо из шерсти или бархата. Платье
струится свободно, никаких кринолинов и металлических каркасов для юбок
эльфы не знали. Верхнее платье может быть как свободным, так и
облегающим фигуру (клиновидный покрой, или боковые шнуровки). Верхнее
платье, будучи узким, может иметь разрезы по бокам. Костюм дополнялся
плащом с капюшоном, который венчала нарядная застежка. Она могла быть
как по центру (аграф), так и двусторонней, соединенной цепочкой. Как
мужские, так и женские костюмы обильно украшались вышивкой серебряными
или золотыми нитями, а также дополнялись аксессуарами: для женского
костюма это богато украшенный пояс, металлический либо тканый вышитый.
Женский пояс застегивался застежкой типа фибулы (либо завязывался) по
центру талии, концы его свободно свисали вниз. Женская обувь - те же
исторические ботинки, только более изящной формы и зачастую из цветной
кожи.
Сочетание цветов в одежде может быть ЛЮБЫМ! Вот
только верхняя одежда чаще бывала темнее нижней. Ирландцы же
предпочитали самые неожиданные сочетания цветов, пример - красный и
зеленый, тогда как толкиеновские эльфы предпочитали скорее
серебристо-серые либо зелено-синие тона.
Теперь - о прическах. Если вы почему-либо не
удосужились завести венец (эльфийский вариант - с камнем в середине
лба), можете убрать волосы под серебряную сетку, или заплести косы,
украсив их бусинами ( см.выше). Мужчины чаще носили волосы распущенными
по плечам, а в отдельных случаях из передних волос на затылке собирался
хохолок (как пример - прическа Леголаса в фильме "ВК"). Исторически
подобные прически носили древние германцы, еще в эпоху Римской империи.
Главное же - помнить о том, что эльфам всегда было
свойственно чувство прекрасного. И тогда костюм у вас получится чисто
эльфийский.

Оружие и Доспехи

Гуннар Ворон (Павел Проказов)
Оружие и доспехи эльфов

Какими они были или могли быть
В этой статье предпринята попытка реконструкции
комплекса "доспехи - оружие" эльфийской культуры. Для начала необходимо
определиться с тем, на основе чего будет проводиться анализ.
При любой попытки реконструкции возможны три источника сведений:
а) материальные свидетельства, то есть найденные
предметы, их фрагменты, инструменты и заготовки для изготовления того
или иного предмета;
б) иконографический (изображения) и текстовой материал, то есть книги, саги, легенды;

в) логические выводы на основе существующих мировых практик изготовления и применения оружия.
Естественно, что наиболее четкие и однозначные
ответы дал бы первый источник сведений, но, увы, он наиболее скуден.
Во-первых, археологических находок оружия и доспехов (предметов из
металла) вообще мало (коррозия за столетия способна сожрать даже бронзу
в некоторых условиях), а во-вторых, сразу же встает вопрос датировки
находок и отнесения к определенной культуре (т.н. атрибутация).
Согласитесь, при замалчивании факта существования эльфийской культуры
ортодоксальной наукой, любой предмет, не укладывающийся в стандарт для
этого места и этого исторического слоя будет определен или как
привнесенный, или как нетипичный, экспериментальный. А такие находки
есть! Но об этом позднее.
Второй источник гораздо удобнее, поскольку словесная информация
способна в ряде случаев с минимальными искажениями доходить через
тысячелетия. Пример тому - скандинавские саги. От Средневековья
осталось много документов, как в оригинальном виде, так и в списках
(более поздних копиях). Сложнее с рисунками на разном материале - от
бумаги и пергамента до камня. Мало его найти, надо его опять же
атрибутировать, и не попасться в старую яму: "Да это мифический
космогонический (календарный, хтонический,…) сюжет, оружие носит
ритуально-условный характер и т.д…". Так что, роль субъективного
восприятия и оценки сразу же возрастает. Но, тем не менее, этот способ
наиболее реален в нашей ситуации и может выступать как основной.
Основой третьего источника служит логика,
внутренняя непротиворечивость комплекса вооружения, близкая по виду и
логике строения к "человеческому" вооружению данной местности и данного
времени. Слово "человеческий" намеренно взято в кавычки, поскольку
любая воинская культура синкретична, то есть представляет из себя смесь
из собственных наработок и того, что было лучшего у соседей.
Естественно, этот способ не может применяться изолированно, а должен
исходить из данных, полученных первым и вторым способом и пригоден для
"заполнения дыр" в информационном каркасе исследования комплекса
вооружения.
В процессе чтения статьи, для некоторого удобства,
данные, полученные тем или иным способом, будут сопровождаться номером
способа, например - (1) или (3).
Итак, приступим!
Во всех преданиях и легендах оружие и доспехи
эльфов с точки зрения людей объединяют такие понятия, как "красивое,
изящное, богато украшенное, волшебное". Последнее понятие мы оставим в
покое, на типологии самого оружия оно не отражается, а вот остальные
понятия наводят на мысль, что оружие эльфов и людей мало различалось по
размеру, весу и конструкции. Иначе это было бы отражено в легендах.
Слово "изящное" позволяет предположить, что оружие было в целом немного
легче и "стройнее", чем аналогичные образцы у людей. Из этого можно
сделать вывод, что эльфийское оружие по своей типологии несколько
"обгоняло эпоху" по сравнению с человеческим. Судите сами -
раннесредневековая спата была довольно увесистым предметом (нормой
считался вес в 2 кг), мало пригодным для фехтования, но зато вполне
пригодным для молодецкого рубящего удара с коня. Следующий этап - меч
эпохи викингов, который сохранил такую же длину и ширину, но стал
гораздо тоньше, за счет успехов металлургии. Его нормальный вес
составлял уже около килограмма. Далее - мечи готической эпохи, более
узкие, нежели мечи викингов. Завершается этот ряд шпагой и рапирой. Так
что напрашивается вывод, что либо прогресс вооружения у эльфов шел
быстрее (что мало вероятно - другой темп жизни), либо эльфы, более
искусные в обработке металла и больше склонные к изяществу,
изготавливали свое оружие по типу, сходному с человеческим, но выше
качеством и легче. Так что, вывод первый: оружие эльфов в любую эпоху
было по типологии сходным с человеческим, но качество металла и
обработки было выше, что позволяло делать оружие легче, предвосхищая (а
не обгоняя) прогресс человеческого оружия. Это относится ко всем видам
оружия.
Далее рассмотрим характеристику "богато
украшенное". Вообще, во все времена на украшение оружия (в первую
очередь "белого" - мечей, кинжалов, сабель) тратилось невероятное
количество труда и драгоценных металлов и камней. В эпоху, когда
воинское сословие стояло на высшей ступени иерархии общества, очень
важно было своим богатым оружием подчеркнуть свою удачливость в бою,
свою силу и богатство. И когда, например, в ирландских сагах V-X веков
говориться, что король поразился богатству и красоте оружия (как
правило, меча) гостя, то можно предположить, что украшения были,
действительно, невероятные. И это в эпоху, когда серебряные или золотые
обкладки рукоятей или ножен не были чем-то уникальным! Когда на
украшение королевского меча могло пойти более килограмма золота и пара
десятков драгоценных камней (напр. французские коронационные мечи)! То
есть, можно сделать вывод, что даже рядовое эльфийское оружие всегда
несет на себе большое количество украшений, скорее всего орнаментальных
золотых и серебряных накладок и инкрустацию драгоценными камнями (в
более "ответственных" случаях). Кстати, очень неплохо все эти тенденции
обобщены и прослежены в произведениях Толкина, например "ВК", где
описано большое количество оружия с подробностями в виде камней,
вставленных в навершие, клейм на клинках и самих клинков, с узором,
похожим на переплетенные растения (дамасская сталь?!).
В качестве одного из примеров можно привести очень
подробное описание клинков из могильника ("ВК", том 1, "Туман над
Упокоищами"). Курсивом дан мой собственный перевод некоторых понятий,
более корявый стилистически, но лучше отражающий суть с точки зрения
оружиеведения.
"Для каждого хоббита он (Том Бомбадил) выбрал
кинжал - длинный, в форме листа, острый (keen - мощный), удивительной
работы, украшенный насечками из красных и зеленых(?) змеек (damasked
with serpent-forms in red and gold - дамаскированный извилистым
(змееобразным) узором из красных и золотых полосок)."
Далее->

Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Полчища Белой Длани - Полчища Белой Длани

Полчища Белой Длани - Мордор

Полчища Белой Длани - Ролевики

Полчища Белой Длани - Толкин

Полчища Белой Длани - Фэнтези

Полчища Белой Длани - Урук-хай

Полчища Белой Длани - Ролевая команда Республики Белорусия

Полчища Белой Длани - Орки,урукхаи

Полчища Белой Длани - ролевики

Полчища Белой Длани - Белая длань

Полчища Белой Длани - Полчища

Полчища Белой Длани - Длань

Полчища Белой Длани - Команда по РИ


Copyright MyCorp © 2024